ООО
[English version] [Главная] [Контакты]
 
  Георадары
      Георадар
ТР-ГЕО-01-08 (2011)

      Георадар
ТР-ГЕО-Д


      Георадар
ТР-ГЕО-01-08


      Георадар
МИРАДОР


      Георадар
ГЕОСКОП


      Георадар
ТР-ГЕО-01 (МОБИЛЬНЫЙ)


      Георадар
ТР-ГЕО-02 (2009)
     
  Кабелеискатели
      WFD 1050
       
  Металлодетекторы
      EBEX 422 GC
       
  Наши работы
      В тоннелях
      На дорогах
      На железных дорогах

      Идентификация слоёв отходов, глубины залегания в буровых шламовых амбарах

      При строительстве зданий

      На воде

      В построении геологических разрезов

      Сейсмическое профилирование дорог

      Укрепление грунта и остановка развития пустот под асфальто-бетонным и железнодорожным покрытием


      Гидроизоляция протекающих конструкций методом инъецирования

      Поиск людей за преградами и под завалами

      Электроразведка

      Метод переходных процессов (новое)
       
  Программы
      РАДАР
       
  Разное
      Часто задаваемые вопросы
     
      Принцип работы георадара

     
     
Преимущества использования георадаров ТР-ГЕО
     
Основные задачи и области применения
     
Конференция
GPR 2010
 
     
   
 

Статьи:

 


Современные системы георадаров ТР-ГЕО и их применение

 
   
   

Одним из важнейших направлений работы фирмы является георадиолокация. Георадио локация — молодая и быстро развивающаяся область техники. Она включает и объединяет множество областей и направлений исследования, таких как электродинамика, теория и техника антенн, физика и электродинамика материальных сред, численное моделирование, теория и алгоритмы обработки сигналов, программирование и ком пьютерная визуализация изображений, инженерная геофизика. Интерес к георадиолокации растет из-за больших возможностей, которые предоставляет метод радиозондирования для исследования и получения изображений различных объектов, скрытых под слоем грунта или внутри строительных конструкций. Георадары находят такие практически важные применения, как поиск подземных коммуникаций, труб, кабелей, поиск дефектов в мостах, автодорожных покрытиях и железнодорожной насыпи. Георадары используются для построения геологических разрезов и определения строения грунта, при проведении геологоразве дочных работ и в археологических раскопках.

При проведении работ разрабатываются и используются на протяжении последних восьми лет (1997—2005 гг.) специальные георадары «ТР-ГЕО» собственного производства. Накоплен большой опыт практического использования георадаров серии «ТР-ГЕО» на строительных объектах г. Москвы.

Отличительной особенностью георадаров «ТР-ГЕО», делающей их уникальными приборами, является сочетание качественной характеристики антенн и высокой степени экранировки в смысле подавления излучения и приема сигналов в сторону и со стороны воздушного полупространства. Георадары «ТР-ГЕО» первоначально разрабатывались для зондирования внутри тоннелей и горных выработок. Отсюда аббревиатура «ТР» — тоннельный радар. Именно высокая экранировка антенн позволила проводить зондирование внутри тоннелей, где отражения сигнала от железобетонных стен тоннелей делало практически невозможным работу других известных георадаров с антеннами иных типов. В дальнейшем георадары «ТР-ГЕО» стали применяться нашей фирмой для зондирования грунтового массива с дневной поверхности. Для обработки результатов зондирования используется программа «Радар». Программа имеет простой и удобный интерфейс, удачные способы визуализации, дает наглядное представление результатов зондирования в трехмерном виде.

Георадары «ТР-ГЕО» предназначены для дистанционного зондирования грунтов и других сред со слабым и умеренным поглощением электромагнитных волн: скальных пород, влажных песчаных грунтов и супесей, слабо увлажненных суглинков. Они способны обнаруживать локальные неоднородности (металлические или диэлектрические) и границы слоев грунта, отличающихся друг от друга по электрическим параметрам. Работа георадаров основана на излучении электромагнитного видеоимпульса с широким спект ром и регистрации отраженных от неоднородностей видеоимпульсов. Результаты обработки таких сигналов специальной программой позволяют построить изображение отражающих границ неоднородностей среды зондирования, объемное или в виде вертикальных разрезов. Разные модели георадаров «ТР-ГЕО» различаются диапазоном рабочих частот, размерами антенн, разрешающей способностью и дальностью зондирования.

Низкочастотные георадары «ТР-ГЕО-Д» с размерами антенн 1 м предназначены, главным образом, для построения геологических разрезов, для обнаружения карстовых полостей. Наиболее широкое применение нашли георадары серии «ТР-ГЕО-О1» с размером антенн 40 см. Они используются для обнаружения границ линз, плывунов, аллювиальных отложений, зон разуплотнения в грунте, подземных коммуникаций (кабелей, труб), локальных объектов природного (валуны) и техногенного характера, металлических или диэ лектрических, размерами не менее 0,3—0,5 м. Высокочастотный георадар «ТР-ГЕО-03» с размером антенн 12 см предназначен для обнаружения дефектов в строительных конструкциях, пустот, кабелей, труб, локальных объектов размером не менее 5 см , для определения толщины слоев дорожного покрытия.

На рис. 1 показана последняя модификация георадара «ТР-ГЕО-01». При проведении сканирования запись данных осуществляется во встроенный накопитель. По окончании сканирования данные переписываются в компьютер и обрабатываются. Эта модель георадара «ТР-ГЕО-01» имеет удобный в работе раскладной антенный блок. Недавно был создан специальный робот, проводящий автоматическое сканирование георадарами «ТР-ГЕО-01» (рис. 2). Использование робота позволило повысить безопасность работ по зондированию на автодорожных магистралях. Созданы модификации аппаратуры для зондирования автодорожного покрытия (рис. 3), дна пресных водоемов. Проведены испытания системы мониторинга насыпи железнодорожного полотна, разрабатывается георадарная система для установки на вагоне-дефектоскопе.

Укажем наиболее крупные и важные строи тельные объекты г. Москвы, где 000 «Геологоразведка» проводило работы по зондированию геора дарами и изучению геологического строения грунта. Проводилось строительство коллекторов в г. Москве, строительство Лефортовского автодорожного тоннеля, реконструкция торгового ком плекса на Манежной площади. 000 «Геологоразведка» входило в правительственную комиссию по выяснению причин обрушения купола Трансвааль парка и осуществляло исследование геологического строения грунта. Практически все провалы дорожного полотна, которые происходят в столице, исследуются специалистами нашей фирмы, даются практические рекомендации для их устранения. Следует отметить, что работы, выполненные специалистами, не ограничиваются пределами столицы России. Это и Дальний Восток, Хакасия, юг страны. Но приоритет в исследовании геологического стро ения грунтов нами отдается Москве.

Рассмотрим подробнее основные области практического применения георадаров серии «ТР-ГЕО».

Мониторинг грунтового массива при проходке тоннелей

Зондирование производится как на забое, так и на кровле тоннеля. Необходимость зондирования впереди проходческого щита связана с опасностью выброса плывуна в строящийся тоннель и обрушения зданий. Имеющиеся геологические разрезы грунта часто не соответствуют реальному геомассиву. Это связано с невозможностью бурения разведочных скважин в условиях плотной городской застройки. Линзы, древние русла рек и аллювиальные врезы могут иметь меньшие размеры, чем расстояние между скважинами. Выброс плывуна в тоннель в условиях плотной городской застройки приведет к обрушению зданий. Проходка в сложных геологических условиях осуществима, только при наличии достаточно полной информации о структуре и свойствах геомассива впереди проходческого щита. Зондирование впереди забоя необходимо также для предотвращения разрушения подземных коммуникаций, неточно нанесенных или не указанных на геологических разрезах.

Мониторинг грунта впереди забоя строящихся коллекторов, проводимый 000 «Геологоразведка» в течение последних восьми лет (с 1997 г . по 2005 г .) георадарми «ТР-ГЕО-01», позволил свое временно обнаружить ряд объектов, разрушение которых могло привести к несчастным случаям и серьезному экономическому ущербу.

Среди этих объектов 5 металлических водо проводных труб, 2 газопроводные трубы, I кера мический коллектор, 1 высоковольтный кабель, 5 старых разведочных скважин, 2 крупные карстовые полости, заполненные водой, емкостью не менее 150 м, множество валунов большого раз мера. Обнаружено 29 снарядов калибра 152 мм, оставшихся в грунте со времени Великой Отечественной войны.

Зондирование георадарами с дневной поверхности

Результаты зондирования георадарами с поверхности земли используются совместно с данными скважинной разведки для построения или уточнения геологических разрезов между геологоразведочными скважинами. Это необходимо при прокладке тоннелей и других коммуникаций неглубокого заложения, в частности, методом микротоннелирования.

Зондирование георадарами в скальном грунте

Целью зондирования в штольнях и транспортных тоннелях, строящихся в скальных грун тах, является нахождение трещин и разломов в горном массиве.

Зондирование городских подземных коммуникаций

Зондирование георадарами с поверхности грунта осуществляется для определения и уточ нения местоположения городских подземных коммуникаций, водопроводных и газопроводных труб, кабелей. При прокладке новых труб или кабелей, при ремонте старых коммуникаций необходимо знать точное расположение всех имеющихся в данном месте подземных коммуникаций и их разветвлений. Часто старые подземные ком муникации не нанесены на геологические карты. Это может приводить к авариям или поломке оборудования при прокладке новых коммуникаций.

Использование георадаров при прокладке подземных коммуникаций методом микротоннелирования или с использованием других бестраншейных технологий.

Целью зондирования является поиск техногенных и природных включений (крупных валунов), уточнение расположения подземных коммуникаций. Выявление этих объектов позволяет правильно спроектировать трассу, избежать ава рий при микротоннелировании.

Зондирование георадарами при строительстве зданий

Зондирование на строительных площадках проводится с целью изучения геоподосновы, поиска карстовых полостей, погребенных подвалов на местах будущего строительства. Исследование грунта необходимо также проводить после завершения строительства коллекторов, поскольку при микрощитовой проходке иногда образуются пустоты и зоны разуплотнения в грунте.

Зондирование георадарами автодорожного покрытия

Проводится зондирование пустот и зон разуплотнения под автодорожным покрытием. Та­ кие зоны разуплотнения могут образовываться при уносе грунта водой в разрушившиеся водонарушения технологии строительства автодорог и подземных коммуникаций. Провалы на автодорогах могут приводить к серьезным авариям.

Зондирование георадарами насыпи железной дороги

Цель зондирования — определение толщины слоев насыпи, выявление зон увлажнения и возможного размыва грунта под насыпью, определение геологического строения верхних слоев грунта.

Зондирование стен горной выработки при обделке из монолитного прессбетона

При зондировании высокочастотными георадарами (со средней частотой около 1 ГГц) решается задача обнаружения возможных дефектов крепления, проводится контроль толщины бетонных стен тоннелей. Зондирование радарами с более низкой средней частотой имеет цель выявить карстовые пустоты и влажные зоны в непосредст венной близости от стен горной выработки.

Результаты практической работы, проведенной 000 «Геологоразведка», показывают, что контроль состояния грунта с помощью георадаров является настоятельно необходимым, и что георадары серии «ТР-ГЕО» успешно выполняют эту задачу.

Благодаря исследованиям и практической работе, проведенной 000 «Геологоразведка», технология сверхширокополосного видеоим пульсного радиозондирования вышла за пределы лабораторий и стала неотъемлемой частью по вседневной работы строителей. Предлагаемая методика и технические решения, связанные с внедрением опережающего зондирования массива горных пород при строительстве подземных горных выработок, нашли отражение в фундаментальном труде [10] и рекомендованы для под готовки дипломированных специалистов в МГГРУ и МГГУ. Технология зондирования георадарами серии «ТР-ГЕО» стала одним из признанных геофизических методов контроля состояния грунтов [11-14].

Для проведения сейсмоакустического зондирования 000 «Геологоразведка» разработала цифровой сейсмоакустический датчик (рис. 5). Он имеет встроенный контроллер и передает результаты измерений в цифровом виде. Это позволяет избежать помех при передаче данных, которые могут быть велики при использовании обычного сейсмо датчика при работе в городских условиях. На базе этого цифрового датчика разрабатывается сейсмостанция для проведения малоглубинной инженерной сейсмоакустической разведки и томографии.

Cреди других важных направлений работы, осуществляемой 000 «Геологоразведка», можно указать следующие. Разрабатывается оборудование и методика для проведения электроразведки с целью определения зон загрязнений и подземных утечек нефтепродуктов. Разрабатывается аппаратура для поиска воды и исследования водосодержащих толщ грунта методом ядерного магнитного (протонного) резонанса.

000 «Геологоразведка» неоднократно было признано лауреатом, награждалось дипломами и медалями международных и российских выставок.
 
       
 
 


 
 
почта: inter@trgeo.ru
тел.: (495)-619-78-94, 8-926-205-68-45
факс: (495)-618-50-69