ООО
[English version] [Главная] [Контакты]
 
  Георадары
      Георадар
ТР-ГЕО-01-08 (2011)

      Георадар
ТР-ГЕО-Д


      Георадар
ТР-ГЕО-01-08


      Георадар
МИРАДОР


      Георадар
ГЕОСКОП


      Георадар
ТР-ГЕО-01 (МОБИЛЬНЫЙ)


      Георадар
ТР-ГЕО-02 (2009)
     
  Кабелеискатели
      WFD 1050
       
  Металлодетекторы
      EBEX 422 GC
       
  Наши работы
      В тоннелях
      На дорогах
      На железных дорогах

      Идентификация слоёв отходов, глубины залегания в буровых шламовых амбарах

      При строительстве зданий

      На воде

      В построении геологических разрезов

      Сейсмическое профилирование дорог

      Укрепление грунта и остановка развития пустот под асфальто-бетонным и железнодорожным покрытием


      Гидроизоляция протекающих конструкций методом инъецирования

      Поиск людей за преградами и под завалами

      Электроразведка

      Метод переходных процессов (новое)
       
  Программы
      РАДАР
       
  Разное
      Часто задаваемые вопросы
     
      Принцип работы георадара

     
     
Преимущества использования георадаров ТР-ГЕО
     
Основные задачи и области применения
     
Конференция
GPR 2010
 
     
   
 

Статьи:

 


Использование георадаров серии ТР-ГЕО в инженерной геофизике и строительстве

 
   
   

Георадары "ТР-ГЕО" разрабатываются и используются ООО «Геологоразведка» на протяжении последних восьми лет. В данной работе приведены примеры практического использования георадаров «ТР-ГЕО», дано краткое описание георадаров и их программного обеспечения.

Георадары «ТР-ГЕО» предназначены для дистанционного зондирования грунтов и других сред со слабым и умеренным поглощением электромагнитных волн: скальных пород, влажных песчаных грунтов и супесей, слабо увлажнённых суглинков. Они способны обнаруживать локальные неоднородности (металлические или диэлектрические ) и границы слоев грунта, отличающихся друг от друга по электрическим параметрам. Работа георадаров основана на излучении видеоимпульса с широким спектром и регистрации отражённых от неоднородностей видеоимпульсов. Результаты обработки таких сигналов позволяют построить изображение отражающих границ неоднородностей среды зондирования, объёмное или в виде вертикальных разрезов. Используемые георадары различаются диапазоном рабочих частот, размерами антенн , разрешающей способностью и дальностью зондирования. Характеристики георадаров серии «ТР-ГЕО» приведены в таблице.

Георадары «ТР-ГЕО-01», «ТР-ГЕО-Д» предназначены для построения геологических разрезов, для обнаружения карстовых полостей, зон разуплотнения в грунте, границ линз, плывунов, аллювиальных отложений, локальных предметов: металлических или диэлектрических (крупных валунов) размерами не менее 0,3-0,5 м, кабелей, труб. Георадар «ТР-ГЕО-03» предназначен для обнаружения дефектов в строительных конструкциях, пустот, кабелей, труб, локальных объектов размером не менее 5 см, для определения толщины слоев дорожного покрытия.

Регистрация сигналов производится при перемещении антенного блока по исследуемой поверхности. Допускается перемещение с небольшим зазором (1-5 см) между антеннами и поверхностью. Наилучшие результаты достигаются при плотном контакте антенн с грунтом и при ровной поверхности грунта. Антенный блок обычно перемещается вдоль нескольких параллельных профилей. Для отсчёта при записи сигналов может служить датчик пути. Расстояние между соседними профилями зависит от близости предполагаемого объекта зондирования и составляет 0,2-1 м. Для возможно более точного определения положения объекта размер области перемещения антенного блока на поверхности должен примерно вдвое превышать глубину объекта зондирования .

Георадары «ТР-ГЕО» имеют антенны щелевого типа. Это обеспечивает высокую развязку «верх - низ» , т.е. низкий уровень паразитных отражений от объектов, находящихся в воздушном полупространстве . Это свойство полезно при наличии посторонних предметов , при работе радара в непосредственной близости от стен строений , а также в условиях сильных электро магнитных помех (телевизионные и УКВ радиостанции). При необходимости осуществляется дополнительная экранировка антенн блоками резистивного материала.

ООО " Геологоразведка» в течение восьми лет (1997-2005 гг .) накоплен большой опыт практического использования георадаров серии «ТР-ГЕО» на строительных объектах Москвы. Рассмотрим различные области практического применения георадаров и результаты, полученные георадарами «ТР-ГЕО». Ниже приводятся результаты предварительной обработки в виде вертикальных волновых профилей или объёмного изображения. Указаны шкалы ( в метрах ) по глубине и вдоль поверхности .

Мониторинг грунтового массива при проходке тоннелей .

Необходимость зондирования впереди проходческого щита связана с опасностью разрушения подземных коммуникаций, неточно нанесённых или не указанных на геологических разрезах. Кроме того, имеющиеся не соответствуют реальному геомас сиву. Это связано с невозможностью бурения разведочных скважин в условиях плотной городской застройки. Линзы, древние русла рек и аллювиальные врезы могут иметь меньшие размеры чем расстояние между скважинами.

Мониторинг грунта впереди забоя строящихся коллекторов позволил своевременно обнаружить: пять металлических водопроводных труб, две газопроводные трубы, один керамический коллектор, один высоковольтный кабель, пять старых разведочных скважин , две крупные карстовые полости, заполненные водой вместимостью не менее 150 м куб. , множество валунов большого размера. Обнаружено 29 снарядов калибра 152 мм и длиной около 50 см, оставшихся в грунте с о времени Великой Отечественной войны (рис, 5). Пять снарядов находятся рядом друг с другом на расстоянии примерно 0,5 м от поверхности забоя. На рис. 6 показан рабочий момент зондирования лба забоя при строительстве мини - метро ( диаметр тоннеля 5,4 м ).

Зондирование с дневной поверхности с целью уточнения геологических разрезов .

Этот вид зондирования необходим при прокладке тоннелей и других коммуникаций неглубокого заложения, в частности, методом микротоннелирования . Результаты зондирования георадарами используются совместно с данными скважинной разведки для построения или уточнения геологических разрезов между геологоразведочными скважинами. На рис. 7 показан результат зондирования верхних слоев вмещающего геомассива Лефортовского автодорожного тоннеля с указанием слоев уточненного геологического разреза . Использовался георадар «ТР-ГЕО-Д» с размерами антенн 55 см . Рис. 8 иллюстрирует рабочий момент зондирования георадаром «ТР-ГЕО-Д» - с размерами антенн 100 см с целью уточнения геологическо го разреза.

Зондирование в скальном грунте .

Целью зондирования в штольнях и транспортных тоннелях , строящихся в скальных грунтах, является нахождение трещин и разломов в горном массиве . На рис . 9 показан процесс зондирования в технологической штольне транспортного тоннеля , на рис . 10 - один из результатов зондирования на расстояниях до 3-4 м ( указаны стрелками ).

 
 
 
 
   

Зондирование городских подземных коммуникаций .

При прокладке новых труб или кабелей , при ремонте старых коммуникаций необходимо знать точное расположение всех имеющихся в дан ном месте подземных коммуникаций и их разветвлений. Часто старые подземные коммуникации не нанесены на геологические карты. Это может приводить к авариям или поломке оборудования при прокладке новых коммуникаций. На рис. 11 приведен вертикальный профиль с радиолокационными изображениями нескольких металлических труб диаметром 20 см . На рис. 12 а, б показаны результаты зондирования керамического коллектора диаметром 20 см с газопроводом , на рис. 13 – процесс зондирования радаром «ТР-ГЕО-01 » с целью изучения геоподосновы и выявления незадокументированных подземных коммуникаций .

Зондирование на строительных площадках .

Целью зондирования является изучение геоподосновы, поиск карстовых полостей, по гребённых подвалов на местах будущего строительства. На рис. 14 показан процесс подготовки площадки зондирования (подсыпка грунта и выравнивание) и зондирование георадаром «ТР-ГЕО-01». На рис. 15 отражены результаты зондировании после проведения фокусировки и фотография стены выкопанного котлована на месте зондирования. Неоднородности на полученном изображении соответствуют раскопанным железобетонным конструкциям. В результате зондирования на другой площадке был обнаружен погребённый подвал снесённого старого здания (рис . 16).

   
   

Использование георадаров при прокладке подземных коммуника­ций методом микротоннелирования или с использованием других бестраншейных технологий .

Целью зондирования является поиск техногенных и природных включений (крупных валунов), уточнение расположений подземных коммуникаций. Выявление этих объектов позволяет правильно спроектировать трассу , избежать аварий при микротоннелировании. В результате зондирования вдоль трассы микрощитовой проходки (рис. 17) были обнаружены отражения отрицательного знака, указывающие на металлические техногенные объекты (указаны стрелками) При проходке были обнаружены скопления строительного мусора (рис . 18).

Исследование грунта необходимо также проводить после завершения строительства, поскольку при микрощитовой проходке иногда образуются пустоты и зоны разуплот нения в грунте. Зондирование гео радарами «ТР-ГЕО», проведённое ООО «Геологоразведка» после строительства одного из коллекторов выявило такие зоны разуплотнения, что потвердилось при последующей проверке.

 
 

Зондирование автомобильных дорог и дорожного покрытия .

Зондирование проводится с целью поиска зон разуплотнений подорожным покрытием, исследование мест провалов на автодорогах. Разуплотнение может образоваться под моно литным слоем бетонного или железобетонного покрытия. Если перед укладкой покрытия грунт не был везде достаточно уплотнен, под действие м вибрации он затем уплотняется и местами оседает. В результате образу ются пустоты непосредственно под бетонным покрытием. При прорыве водопроводной трубы или при разрушении водосточного коллектора вода размывает окружающий грунт , и часть грунта уходит в трубу . Возникает зона разуплотнении, и происходит осадка грунта . Если это происходит под дорожным покрытием , могут произойти его внезапное разрушение и обвал при проезде тяжёлых автомобилей. Такие провалы на автомобильных дорогах происходят весьма часто из - за изношенности водопроводных труб и водосточных коллекторов . Регулярное зондирование георадарами на автодорожном покрытии возле мест прохождения водосточных и водопроводных труб позволит своевременно выявить зону разуплотнения грунта и возможного провала ( рис . 19, 20).

Зондирование выявило наклоненные фрагменты металлических или железобетонных конструкций (рис. 21). Провал образовался, по всей вероятности, в результате повреждения водосточного коллектора и выноса грунта в коллектор.

ООО «Геологоразведка» проводит работы по зондированию автодорожного асфальтобетонного покрытия с целью определения толщины слоев дорожной одежды ( рис. 22). На рис. 23 показаны результаты зондирования двух участков автодорожного покрытия. На втором участке граница цементобетон - щебень неровная . Имеются участки ,где отраженный сигнал от границы цементобетон - щебень меняет знак. Это свидетель ствует о наличии мест разуплотнения под слоем цементобетона.

   
 
 

Зондирование насыпи железной дороги .

Зондирование производится , чтобы выяснить состояние насыпи , выявить зоны увлажнения и возможного размыва грунта под насыпью , определить геологическое строение верхних слоёв грунта. ООО «Геологоразведка» провело испытания георадара ТР-ГЕО-01 » при зондировании вдоль полотна железной дороги на участках с деревянными и железобетонными шпалами. Антенны находились на высоте около 15-20 см над шпалами ( рис. 24). Испытания показали высокую чувствительность георадара к неоднородностям грунтового массива под полотном железной дороги.

Зондирование стен горной выработки при обделке из монолитного прессбетона.

Зондирование высокочастотными радарами (со средней частотой - 1 ГГц) позволяет обнаружить возможные дефекты крепления, контролировать толщину бетонной обделки тоннелей. Зондирование радарами с более низкой средней частотой имеет цель выявить карстовые пустоты и влажные зоны в непосредственной близости от стен в горной выработки (рис. 25). В результате зондирования, проведённого на стене тоннеля георадаром «ТР-ГЕО-01» обнаружены отражения отрицательного знака, указывающие на зоны увлажнения за стеной тоннеля (рис . 26).

Результаты практической работы , проведённой ООО « Геологораэведка» показывает, что контроль состояния грунта с помощью георадаров является настоятельно необходимым, и что георадары серии ТР-ГЕО успешно выполняют эту задачу.
 
 
 


 
 
почта: inter@trgeo.ru
тел.: (495)-619-78-94, 8-926-205-68-45
факс: (495)-618-50-69